Публично правовые образования что это

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Публично правовые образования что это" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Общие положения (п. 364-3671)

  • 364. Понятие и виды публично-правовых образований. Согласно п. 1 ст. 124, ст. 127 ГК публично-правовыми называются государственные и муниципальные административно-территориальные образования. К числу образований государственных относятся (1) сама Российская Федерация; (2) 85 субъектов РФ — 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа (ст. 65 Конституции РФ) и (3) иностранные государства (по разным подсчетам их существует от 190 до 210); к числу муниципальных — городские и сельские поселения, а также муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения. Это — самая многочисленная категория публично-правовых образований — порядка 25 тыс.; абсолютное большинство (более 20 тыс.) в них составляют сельские поселения.
  • 364 Г Двойственная природа действий публично-правовых образований. Публично-правовые образования объединяет такая общая присущая им всем черта, как исполнение возложенных на них Конституцией РФ и законодательством социальных функций, в том числе — с помощью признанных за ними юридических возможностей, составляющих сферу публичной власти. Но далеко не все социальные функции публично-правовых образований могут быть исполнены посредством использования ими своих публично-властных возможностей — существуют и те, что исполняются путем реализации способностей к участию в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,гражданской правоспособности (и. 1 сг. 124 ГК).
  • 365. Концепция «субъектов особого рода». Норма п. 1 ст. 124 ГК,

подчеркнув безусловное применение начала юридического равенства всех участников гражданских отношений — граждан, юридических лиц и публично-правовых образований, — тем самым еще и весьма четко противопоставила публично-правовые образования другим лицам, в том числе юридическим. Юридические лица — это одно, а публично-правовые образования — совсем другое, несмотря на то что и те, и другие находятся в одном и том же гражданско-правовом положении и принадлежат в общем к одной и той же категории лиц (к организациям). Таким образом, современное законодательство продолжает традицию, сформировавшуюся еще в советское время, — традицию рассмотрения публично-правовых образований как особых субъектов гражданского права — субъектов — носителей публичной власти.

  • 365 [1] . Беспочвенность концепции «субъектов особого рода» в современных условиях. Хотя публично-правовые образования и олицетворяют собой публичную власть (являются ее носителями, обладают ею), это обстоятельство само по себе не должно быть основанием выделения их в особую категорию субъектов гражданского права. Почему? Потому что несмотря на свой «властный» статус, публично-правовые образования выступают в гражданских правоотношениях на юридически равных началах с иными их субъектами — гражданами и юридическими лицами. Иными словами, пользоваться публичной властью в частных отношениях они не имеют права; действия такого рода в отношении фактическом будут неправомернымиу а в юридическом — безрезультатными. «Государство, вынужденное для осуществления своих функций участвовать в гражданском обороте в качестве продавца и покупателя, заказчика, нанимателя, заемщика, заимодавца и т.д., приравнивает себя к частным лицам» (С. Н. Братусь) [2] .
  • 366. Гражданская правоспособность публично-правовых образований.

Публично-правовые — это социальные организации, созданные для выполнения определенных функций (достижения определенных целей). Признание за ними способности к участию в гражданских правоотношениях обусловлено объективной необходимостью и рассматривается исключительно в качестве одного из средств выполнения таких функций (достижения поставленных им целей). Иными словами, гражданская правоспособность публично-правовых образований может и должна быть исключительно специальной, больше того — специализированной. Этому выводу наилучшим образом соответствует понятие о правоспособности юридических лиц — некоммерческих организаций. Думается, что именно в этом состоит смысл нормы п. 2 ст. 124 ГК о том, что к публичным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

  • 366 [2] . Особые прибавления к специализированной правоспособности некоммерческих организаций. В гражданскую правоспособность публично-правовых образований входят и такие элементно которых у юридических лиц нет. Так, государственные (не муниципальные!1) образования вправе быть собственниками любых вещей (в том числе изъятых из оборота и ограниченных в обороте); могут заниматься любой деятельностью (без соблюдения требований о лицензировании), а также способны приобретать имущество в собственность специфическими способами — взиманием налогов, сборов, пошлин; принудительным отчуждением (выкупом) и изъятием; национализацией, реквизицией и конфискацией. Переход имущества публично-правовых образований в частную собственность также осуществляется но особым правилам, образующим институт приватизации. Наконец, никто, кроме публичных образований, не вправе создавать юридические лица специфических ОПФ — унитарные предприятия, государственные корпорации и государственные компании [4][5] .
  • 367. Пределы применения норм о юридических лицах к публичноправовым образованиям. Особенности публично-правовых образований не позволяют применить к ним многие нормы, регламентирующие правовое положение юридических лиц; [6] . Это соображение не должно, однако, считаться аргументом в пользу концепции публичных образований как особого рода субъектов гражданских правоотношений: существует и ряд юридических лиц, к которым применимы далеко не все общие нормы об их создании, реорганизации и ликвидации. Дело лишь в том, что существо публично-правовых образований таково, что либо вовсе исключает надобность в прямом и непосредственном применении соответствующих положений законодательства о юридических лицах, либо требует их предварительной существенной модификации «под» публично-правовые образования (применения mutatis mutandis, т.е. сообразно существу изменившихся отношений).
  • 367 < .Примеры видоизменения некоторых норм о юридических лицах применительно к публично-правовым образованиям. Юридическим суррогатом (заменителем) государственной регистрации российских внутригосударственных образований является их поименное перечисление в нормах Конституции РФ; индикатором государственной регистрации иностранных государств в Российской Федерации служит установление с ними дипломатических отношений хотя бы одним образованием, которое само признано в качестве государства. В таких условиях внесение государственных образований в какой-нибудь «Единый государственный реестр» (будь оно установлено действующим законодательством) превратилось бы в никому не нужную формальность. Аналогичным образом обстоит дело с муниципальными образованиями: создаваемые при посредстве публичноправовых актов (законов субъектов РФ), они также нс нуждаются в особой регистрации.

В законодательстве Российской Федерации предусмотрено несколько форм собственности, из которых выделяется принадлежащая публично-правовым образованиям.

К числу таких субъектов относится и государство, а также его регионы и прочие формирования, и особенности права собственности следует разобрать, причем это будет полезно как для юридических лиц, так и для граждан.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Доля данного имущества достаточно велика, и есть некоторые нюансы в распоряжении им данными образованиями.

Публично-правовое образование (Слесарев С.)

Дата размещения статьи: 22.11.2017

Среди субъектов гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами выделяют государство и муниципальные образования. В правоотношения государство и муниципальные образования не вступают единым лицом, а отличаются множественностью субъектов, объединенных в категорию «публично-правовое образование» (ППО) со специальным статусом, но при этом без тех особых властных полномочий, как это присуще в публичных (административных) правоотношениях.

Понятие публично-правового образования

В ГК РФ напрямую не раскрывается понятие «публично-правовое образование» (ППО).
В гл. 5 ГК РФ указано, что в гражданские правоотношения могут вступать, помимо граждан и юридических лиц, также и Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
Все вышеперечисленные образования (государственные и муниципальные) обладают особым публичным статусом и образованы в соответствии с Конституцией РФ и иными законами, устанавливающими их статус и регулирующими их деятельность.
Таким образом, публично-правовое образование — это государственное или муниципальное образование, наделенное публичными властными полномочиями и выступающее в гражданском обороте в качестве особого субъекта.

Перечень публично-правовых образований

К публично-правовым образованиям, выступающим в качестве самостоятельных субъектов, в соответствии со ст. 124 ГК РФ относятся:
а) Российская Федерация;
б) субъекты Российской Федерации;
в) муниципальные образования.
Российская Федерация согласно ст. 1 Конституции РФ является федеративным государством, т.е. состоит из различных субъектов Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, — обладающих равным статусом (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Российская Федерация и субъекты РФ объединены, по сути, единым термином «государство».
Помимо государственных образований, в России признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ), но также могут вступать в гражданские правоотношения. Местное самоуправление представлено через муниципальные образования, к которым в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Особенности участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях

Как юридические лица приобретают и реализуют свои гражданские права и исполняют обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК РФ), так и ППО вступают в гражданские правоотношения не самостоятельно, а через специальные органы. От имени ППО своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде могут следующие органы (далее — органы ППО):
от имени Российской Федерации и субъектов РФ — органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ);
от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Также согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с иными участниками — гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ). В этом плане их властные полномочия не могут применяться и использоваться для достижения односторонних преимуществ, ограничения прав иных участников правоотношений в пользу ППО, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, иными законами.
Однако, несмотря на принцип равноправия, ППО все же обладают особым статусом (специальной правоспособностью). Вот некоторые особенности участия ППО в гражданских правоотношениях:
1) к ППО согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Например, к ним не применяются общие нормы о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, нормы корпоративного права об управлении в органах ППО и т.п. Образование, ликвидация, реорганизация органов ППО, управление в них регулируются специальными нормами ГК РФ, федеральных законов и Конституции РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований;
2) только ППО может иметь в собственности вещи, ограниченные или запрещенные в обороте (например, ядерное оружие, некоторые водные объекты — ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ и т.п.);
3) только ППО присущи особые, помимо общих, способы приобретения права собственности, например, в результате реквизиции (ст. 242 ГК РФ), конфискации (ст. 243 ГК РФ), изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 239.2 ГК РФ), национализации (ст. 235 ГК РФ) и т.п.
Предусматриваются и особые способы прекращения права собственности ППО — приватизация (ст. 217 ГК РФ), в ходе которой имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Имущество ППО может передаваться на праве хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) и оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) специально созданным юридическим лицам — государственным и муниципальным предприятиям, учреждениям. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, образуют казну ППО (ст. ст. 214, 215 ГК РФ);
4) ППО могут быть участниками в хозяйственных обществах и вкладчиками в товариществах на вере (п. 5 ст. 66 ГК РФ), но при этом только ППО могут создавать особый вид юридических лиц — унитарные предприятия (ст. 113 ГК РФ);
5) ППО могут вступать в договорные отношения, однако, в отличие от обычных субъектов, законом могут предусматриваться особые способы установления договорных отношений, например через систему государственных и муниципальных закупок, регулируемых специальными законами (например, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Ответственность публично-правовых образований

Особенности ответственности ППО установлены ст. 126 ГК РФ, а именно:
1) Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга (п. п. 4 — 5 ст. 126 ГК РФ).
Исключение составляют лишь случаи, когда соответствующие ППО приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам другого ППО (п. 6 ст. 126 ГК РФ);
2) ППО не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 126 ГК РФ). Так, например, согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ППО несет ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества (т.е. ППО).
В свою очередь, созданные ППО юридические лица не отвечают по обязательствам ППО;
3) ППО отвечает по своим обязательствам своим имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, за исключением имущества:
— закрепленного за созданными ППО юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
— имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается согласно п. 1 ст. 126 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом. По мнению ряда юристов, ученых-цивилистов, это означает фактически запрет на обращение взыскания на земельные участки и природные ресурсы в собственности ППО до тех пор, пока специальные нормы, регулирующие взыскание, отсутствуют (например, Болдырев В.А. Юридические лица — несобственники в системе субъектов гражданского права: Монография / Под ред. В.А. Сысоева. Омск: Омская академия МВД России, 2010).
Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК РФ).
Таким образом, публично-правовые образования — особые субъекты гражданских правоотношений, включающие в себя государство в лице Российской Федерации как федеративного государственного образования, состоящего из субъектов РФ, и муниципальные образования. ППО вступают в гражданские правоотношения на равных началах с другими субъектами (гражданами и юридическими лицами), но при этом обладают специальной правоспособностью, в частности приобретают и отчуждают имущество по специальным основаниям, помимо общих, а также могут владеть вещами, ограниченными или запрещенными в обороте.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Что это такое

По нормативам РФ, имущество в стране разделяется между некоторыми субъектами, самыми известными из них являются частные владельцы, то есть граждане, и организации, тогда собственность называется корпоративной.

Таким образом, публично-правовые образования тоже могут владеть имуществом, и в государственном масштабе это как само государство, так и субъекты, и даже муниципалитеты.

Из этого выводится основное правило, согласно которому имущество таких образований — это все, что не принадлежит организациям или частным лицам.

Государство может распоряжаться собственным имуществом по усмотрению, и даже передавать его частным лицам или компаниям, но на это должны быть отдельные причины, доказывающие необходимость данной процедуры.

Но и имущество других форм собственности может стать достоянием публично-правовых образований, к примеру, если земля или объект недвижимости отчуждаются за долги, либо умирает человек, у которых нет наследников и правопреемников.

Какие есть ветви формы

Публичная собственность разделяется на типы:

Государственная Сюда относятся объекты имущества, которые принадлежат либо центральным властям, либо же региональным субъектам
Муниципальная Принадлежит городам, поселениям, деревням и прочим составным частям областей, округов и прочих формирований побольше

Решения касательно судьбы этого имущества принимаются органами власти и ответственными учреждениями, а конкретные вердикты выносятся только после обсуждения и изучения документов.

Злоупотребление этим правом наказывается по закону и уголовному кодексу, поскольку немотивированная передача другим субъектам собственности может быть частью преступной схемы.

Поэтому все решения по поводу распоряжения вещами, принадлежащими государству или муниципальным органам, должны быть прозрачными и идти на пользу бюджету.

Законодательная база

В Советском Союзе владение землей было прерогативой государства, а другие участники могли только получить ее во временное пользование, как и в случае с недвижимостью.

Приватизация позволила многим гражданам и юридическим лицам получить в собственность объекты, но при этом некоторые из них попали и к муниципальным образованиям.

Так, в главе 3 ЗК РФ оговаривается порядок появление и регулирования прав, связанных с землей. А вот государственное владение территориями описано в главе 17 этого же документа.

Гражданский кодекс тоже регулирует собственность, к примеру, статья 218 оговаривает то, на каком основании возникают права на имущество.

В число таких попадают:

Сделка по законодательству Которая предполагает формирование гражданско-правового договора
Получение земли У которой нет собственника
Формирование нового участка Путем объединения нескольких или разделения большего по размерам
Выделение из федерального фонда на безвозмездной основе

Что означает "собственность публично-правовых образований"?

Согласно действующим нормативным актам, все имущество в стране разделяется между конкретными субъектами. Часть объектов принадлежит частным лицам – гражданам, часть – организациям (корпоративная собственность).

Публично-правовые образования тоже являются владельцами имущества. К ним относят в первую очередь государство. РФ выступает в качестве полноправного собственника федерального имущества. Субъектам РФ принадлежат региональные объекты. Муниципалитеты тоже являются публично-правовыми образованиями. Это значит, что в собственности местной власти находится имущество, расположенное в пределах конкретной административно-территориальной единицы.

Исходя из сказанного, можно сформулировать главный признак имущества, принадлежащего публично-правовым образованиям. В его состав входят объекты, не находящиеся в корпоративной или частной собственности.

Определение термина

В соответствии с действующим законодательством, государство на основании сложившихся на протяжении длительного промежутка времени правовых традиций относится к особенным субъектам, которые полностью обособлены вместе с физическими и юридическими лицами. В данном правовом статусе страна может представлять собой абсолютно самостоятельный субъект права собственности, то есть будет являться полноценным собственником.

Одной из ключевых особенностей правового статуса того или иного субъекта, который относится к категории публичной собственности, является то, что у них есть особенные властные функции, предоставляющие им возможность утверждать всевозможные нормативные акты, которыми регламентируется порядок, на основании которого может осуществляться реализация прав собственности и интересов общественности.

В соответствии с действующим законодательством публичная собственность может относиться к одному из двух видов: государственная или муниципальная.

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Особенности собственности публично-правовых образований в 2020 году

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.
Дорогие читатели! Каждый отдельный случай индивидуален, поэтому вы можете уточнить информацию у наших юристов. Звонки на все номера бесплатны.

  • 8 (800) 600-36-07 –Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Собственность публично-правовых образований: что это означает

Поскольку публично-правовое образование, то есть государство, является собственником некоего имущества, то оно и распоряжается этим имуществом в интересах граждан страны. Земли в государственной собственности являются достоянием народа, но могут принадлежать физическим или юридическим лицам на особых условиях.

Земельные участки публичного имущества обладают рядом особенностей:

  • они могут быть переданы только по договору аренды и не могут стать объектом залога;
  • арендатор не вправе распоряжаться участком от своего имени.

Государству могут принадлежать не только земельные участки, но и такие объекты недвижимости, как жилые квартиры или дома.

Публичную форму собственности можно разделить по типам:

  • государственная, принадлежащая отельным субъектам РФ и государству в целом;
  • муниципальная, в том числе имущество поселений, городских образований и других подобных субъектов.

Отличия данных видов

В сравнении и частный и публичный сервитуты могут принимать ограничения по использованию земельного участка. В этом их главное сходство. Но они имеют определенные различия, которые заключаются по следующим основным признакам.

Цели установления

Цели для частного и публичного обременения сформулированы в Земельном кодексе. Они связаны с потребностью использования чужого участка для прокладывания коммуникаций, ведения строительных работ или осуществление других необходимых мероприятий.

При публичном обременении проводится ограничение в интересах огромного количества людей. Частный сервитут охватывает только определенных заинтересованных лиц.

Основание

Для введения публичного ограничения необходимо издание законодательного или нормативного документа, так как стороной, устанавливающей сервитут, является государственный орган. Для частного обременения достаточно заключить соглашение между заинтересованными лицами.

Описание процедуры установления

Несколько отличается введение частного сервитута от публичного. Рассмотрим процедуры принятия ограничений по каждому из них.

Публичный

При определении границ обременения проводятся топографические работы для уточнения на кадастровом плане. Эти документы передаются в службу кадастра и картографии для формирования кадастровой выписки с внесениями в план границ обременения на участках.

Затем подается заявление в местную администрацию вместе с планом земельных ограничений. Рассмотрение происходит в течение 3 месяцев.

В этот период проходят общественные слушания. Через СМИ происходит информирование о месте, дате и времени слушаний. Также оповещается заявитель. Материалы должны быть предоставлены всем заинтересованным лицам. После проведения слушаний выносится решение по данному вопросу. Оно также публикуется в СМИ.

Если на данном этапе вынесен положительный вердикт, то приступают к самому заключению сервитута. Последним этапом является оформление права обременения участка в Росреестре. Только после этой операции сервитут считается установленным.

Законодательная база

До 1990 года основной формой собственности на землю была государственная. С началом процесса приватизации многие объекты были переданы в частное владение юридических или физических лиц. Часть земель было передано в муниципальное распоряжение.

Законодательная база, регулирующая оборот публичной формы собственности:

  • Земельный кодекс РФ;
  • Гражданский кодекс РФ.

Глава 3 ЗК РФ регламентирует порядок возникновения и регулирования прав собственности на земельные наделы. Если говорить об основаниях возникновения государственной собственности, то следует обратиться к статье 17.

Гражданский кодекс в статье 218 перечисляет основания, по которым права собственности возникают:

  • в результате сделки в соответствии с законодательством (по договору гражданско-правового характера);
  • путем получения земли, не имеющей собственника;
  • при образовании нового надела в результате объединения или разделения.

Дополнительное основание содержится в статье 18 ЗК РФ – это безвозмездное выделение из федерального имущества.

Этапы развития отношений

Земельное право в России фактически не претерпело изменений с 1917 г. Новый этап начался с введением разных форм собственности после распада СССР, конституционных нововведений, становления положений Земельного кодекса. Но, как и раньше, сегодня территории России подлежат сначала межеванию, а затем выделению отдельных участков, которые в дальнейшем можно передавать в собственность от государства к другим лицам.

Настоящие собственники земель, у которых уже есть права, могут распоряжаться своими участками. Исключение составляет тот факт, что сегодня существует больше форм собственностей по сравнению с прошлыми днями.

Особенности реализации права

Публично-правовые образования могут пользоваться, владеть и распоряжаться собственностью в пределах своей компетенции. Все правила, касающиеся данного вопроса, должны регулироваться в официальном порядке на уровне издания соответствующих нормативных актов.

Все права на государственное или муниципальное имущество принадлежат правительству, которое может, в свою очередь, передавать полномочия другим органам исполнительной власти. Это могут быть различные ведомства, министерства, а также региональные и местные органы власти. Все свои полномочия относительно прав на имущество они реализуют, издавая свои нормативные документы.

Участки сельских и городских поселений относятся к муниципальной собственности и реализацией прав собственности на них занимаются органы местного самоуправления. Как правило, государство передает муниципалитетам земли безвозмездно. Аналогично в их ведомство переходят участки, если имеется официальный отказ прежних собственников. Они могут перейти:

  • унитарным предприятиям;
  • муниципальным учреждениям;
  • некоммерческим учреждениям;
  • юридическим или физическим лицам.

Распоряжение общественным имуществом

Распоряжение общественным имуществом происходит Росимуществом. К его основным правам относят то, что данный орган власти имеет право на распоряжение имуществом по своему усмотрению. Он имеет право передать объекты в частную собственность физическим и юридическим лицам.

Росимущество имеет право распоряжаться общественными объектами исключительно при соблюдении всех законов Российской Федерации и никак не нарушая интересов страны.

Государство имеет все права на федеральное и муниципальное имущество.

Сен 10, 2019adminlawsexp

Участие публично-правовых образований в имущественном обороте

  1. Правоотношения публичной собственности. Объектом выступает принадлежащее субъекту имущество. Существенным отличием публичной от частной собственности является использование ее только по целевому назначению.
  2. Приватизация и деприватизация. Публично-правовые образования участвуют в процессах приватизации, а также изымаются из частных владений в публичную собственность путем конфискации, национализации.
  3. Обязательственные отношения. Публично-правовые образования в соответствии с Федеральными законами участвуют в таком виде правоотношений относительно исполнения обязательств по договорам, где выступают заказчиками работ и услуг для государственных нужд.
  4. Корпоративные отношения. Публично-правовые образования вправе принимать участие в уставном капитале организаций. Это происходит на основании законодательства и является вкладом государства в увеличение объема капитала.

Распоряжение и управление недвижимым имуществом и земельными участками, принадлежащими государству, осуществляется уполномоченным органом Росимущества и его территориальными единицами.

Описание

Чтобы лучше понять экономическую составляющую данного понятия, выделим следующие характеристики:

  • Рассматриваемая собственность осуществляет задачи по реализации государственных интересов путем аккумулирования и перераспределения части национального дохода.
  • Охватывает пространство рынка, неинтересное субъектам частной собственности из-за: больших издержек, малой прибыли, существенных рисков, где не обеспечивается успешное производство, где деятельность сопровождается с большими потерями (или имеется риск таковых) и угрозами существования всего общества.
  • Из-за публичного интереса управление выстраивается с учетом реализации главных социально-экономических интересов.
  • Двойственная природа публичной собственности раскрывается в рыночном и нерыночном характере. Поэтому оценка успешности применения соответствующих субъектов опирается на социально-экономические составляющие, а не только на экономические моменты.

Вам будет интересно:Основные категории статистики, предмет и методы

Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА

Жизнь программиста и интересные обзоры всего. Подпишись, чтобы не пропустить новые видео.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Понятие

Что значит публично-правовая собственность? В это понятие входит право страны и его субъектов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. При этом в случае с публичной собственностью предусматриваются следующие ограничения:

  • Соответствующие правомочия не реализуются в пользу определенных граждан, кроме социальной поддержки уязвимых категорий.
  • Полученная прибыль используется для покрытия социально-экономических интересов общества.
  • Порядок пользования и отдельные случаи должны отражаться в нормативных актах и являться доступными для ознакомления любым лицам.
  • Только люди, уполномоченные народом и законами, распоряжаются данным имуществом.

Вам будет интересно:Рдеть: значение слова, примеры предложений

Как видно, ограничения установлены с целью предотвратить злоупотребление полномочиями властных структур. Кроме того, по Конституции, публичная собственность принадлежит всему обществу целиком, а не определенным госструктурам и должностным лицам. Перечень указанных ограничений расширяется или сокращается в зависимости от вида данной собственности.

Видео: Право публичной собственности

Рассказывает юрист с большим опытом в конфликтных ситуациях, Иван Медведев. Если нужно полностью разобраться в данной теме, то просмотрите данную лекцию до конца.

Участок ЛПХ: что это такое и можно ли на нем построить дом?

Оплата коммунальных услуг через интернет: все доступные способы

Земля

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд — новый порядок в 2020 году

Земля

Как получить землю от государства бесплатно?

Земля

Где получить выкопировку из генерального плана и для чего она нужна

Дом Земля

Дачная амнистия продлена до 2020 года: как оформить дом в СНТ?

Земля

217-ФЗ о садоводческих товариществах на 2020 год с изменениями и комментариями

Земля

Классификатор видов разрешенного использования (ВРИ) земельных участков 2020 года

Порядок пользования

Право публичной собственности не ограничивается пользованием. Основное обеспечение заключается в направлении соответствующих результатов на общественные нужды. Но вот порядок пользования регламентируется нормами Земельного кодекса. Для получения соответствующего права им следует выполнить следующие действия:

  • Направить заявление на получение земли в аренду.
  • Выиграть аукцион.
  • Заключить договор.
  • Зарегистрировать его в Росреестре. Но даже если арендатор этого не сделает, администрация подаст документы.

Землей можно пользоваться согласно установленному целевому назначению. К примеру, в собственность публично-правовые земли под ИЖС приобретаются с целью последующего возведения на них частного дома.

Источники

  1. Лукин Е. Е. Международное частное право. Ответы на экзаменационные билеты; Научная книга - М., 2009. - 364 c.
  2. Захарова Татьяна Денежно-финансовый механизм преобразования экономики России в направлении ее переориентации на максимизацию синергетического эффекта; Дашков и К - М., 2009. - 338 c.
  3. Борис Сафарович Эбзеев Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2-е издание; Проспект - М., 2020. - 205 c.
  4. Гончаренко В. Д. Институт гуманитарного вмешательства в современных международных отношениях; Издательские решения - М., 1988. - 209 c.
  5. Борис Тимофеевич Безлепкин Уголовный процесс в вопросах и ответах. 8-е издание. Учебное пособие; Проспект - М., 2012. - 467 c.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
УК ПОМОЩЬ 2021