Тко коммунальная услуга

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему "Тко коммунальная услуга" Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.14 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.17 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;
  • утилизации;
  • захоронению;
  • обработке;
  • обезвреживанию.

Сайт о ГИС ЖКХ, ТСЖ и юридических вопросах по недвижимости

Наличие в платежках за коммунальные услуги графы ТКО порождает массу вопросов. Эта строка появилась совсем недавно. Что она означает, как, и в каком размере погашать новый сбор – об этом сегодняшний материал.

Из ТКО в ТБО

В постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 6 июня 2011 года был добавлен раздел XV, регулирующий вопросы по вывозу ТКО (твердых коммунальных отходов).

Термин ТКО сменил ранее применявшийся термин ТБО (твердые бытовые отходы).

В этом разделе освещены правила заключения договоров между исполнителем услуги и потребителем, порядок расчета и взаимные права и обязанности.

Это было сделано для приведения в соответствие с исправленной ст. 154, п.4 Жилищного кодекса РФ, согласно которой работы с ТКО стали входить в коммунальные услуги и оплачиваться по отдельной строке.

Теперь в содержание общедомовых расходов входит лишь вывоз жидких бытовых отходов. Таким образом, вывоз ТБО выведен из состава жилищных услуг и включен в коммунальные услуги.

Обращение с ТКО в квитанции — что это такое?

В ходе жизнедеятельности человека и работы предприятия имеет место фактор, при котором твердые отходы формируются и должны утилизироваться на специальные полигоны либо поступать на предприятия по сортировке:

  • пищевых остатков;
  • упаковок;
  • бумажных отходов;
  • металлический лом и т.д.

Расшифровка аббревиатуры ТКО твердые коммунальные отходы.

Федеральный закон от 29.07.2017 № 258-ФЗ внес изменения в статью 154 Жилищного кодекса, выведя обращение с ТКО в отдельную услугу. Теперь вывоз мусора осуществляется централизованно одной или несколькими компаниями – региональным оператором в рамках заключенного договора, а потребитель оплачивает по единому тарифу, установленному на территории региона.

Для жильцов многоквартирных домов это значит, что появится отдельная графа в квитанции, т.е. расходы на обращение с ТКО будут выделены.

Что входит в услуги ТКО?

До вступления в полную силу «мусорной реформы» граждане оплачивали только сам вывоз мусора. Теперь же к услуге добавляется его переработка. В рамках заключенного с каждым домом или управляющей компанией договора оператор будет выполнять следующие функции:

  • вывозить отходы с организованных мусорных площадок в соответствии с установленным графиком;
  • сортировать мусор, обрабатывать, обезвреживать и утилизировать с соблюдением действующих нормативов.

При этом за управляющей компанией остается обязанность по оборудованию контейнерных площадок и содержанию их в чистоте. Частные домовладения должны организовывать их самостоятельно и заключить договор с региональным оператором на предоставление услуги.

Обращение с ТКО и ТБО

Чем больше город, тем серьезнее проблемы сбора, вывоза и утилизации ТБО. Они влияют на:

  • Экологию;
  • Экономику;
  • ЖКХ.

Для решения этих вопросов разрабатываются технологии по обращению с твердо-бытовыми отходами, законодательная база.

Что означает новая графа ТКО в квитанции

Раньше плата за вывоз мусора была частью платы за содержание жилого помещения. Теперь жилищная услуга превратилась в коммунальную, а в квитанции на оплату появилась новая строчка: «обращение с ТКО». Для жителей многоквартирных домов квитанции стандартные, если управляющая компания заключали договор с расчетным центром на начисление по всем услугам.

Если управляющая компания самостоятельно занимается расчетом начислений по жилищно-коммунальным услугам, а начислением за вывоз мусора занимается расчётный центр — в этом случае жильцы получают отдельную квитанцию по мусору от центра.

Для тех, кто живёт в частных домах — строчка про обращение с ТКО вписана в платежку по оплате других услуг.

В квитанции в столбике «объем потребления» по этой услуге указывается тот объем, за который каждый месяц начисляют плату.

Тбо — коммунальная услуга с 2017 года?

Правовое регулирование в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов осуществляется следующими законодательными документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Эти документы дают четкое определение того, какие предметы относят к твердым бытовым отходам, регулируют порядок их сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации.

Также они регламентируют порядок выбора исполнителя работ в этой сфере деятельности.

Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга (2017)?

Согласно принятому 29 июня 2015 года закону № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», плата за коммунальные услуги содержит в себе:

  • плату за холодную и горячую воду;
  • тепло;
  • электроэнергию;
  • газ;
  • бытовой газ в баллонах;
  • при наличии печного отопления, твердое топливо;
  • оплата отведения сточной воды;
  • обращение с ТБО, в том числе за вывоз и транспортировку мусора.

Значит, с 1 января 2016 года вывоз ТБО официально считается коммунальной услугой.

Смотрите видео: Эколис. О канале Экология и Бизнес

Комментарий 17127 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Сбор и вывоз ТБО — коммунальная услуга

Изменения в законодательстве разделили сбор и вывоз твердых и жидких отходов. Теперь работы с жидкими бытовыми отходами регламентируются собственными нормативными актами.

Введен в действие алгоритм определения регионального «мусорного» оператора, который теперь занимается всеми вопросами в этой сфере. Цены на сбор и перевозку отходов формируются на электронных аукционах.

Весь мусор необходимо вывозить. Однако вывоз зависит от фракционного состава. Это могут быть жидкие и твердые бытовые отходы.

Жидкие отходы образуются в результате жизнедеятельности человека в домах, не оборудованных центральной канализацией. Это могут быть фекальные массы, грязная вода из посудомоечных и стиральных машин.

Подобные отходы относят к 4 классу опасности, то есть они не слишком опасны, но все-таки токсичны. Поэтому они не должны находиться вблизи людей длительное время. Жидкие отходы необходимо вывозить, утилизировать и обезвреживать.

Твердые бытовые отходы образуются в жилых домах, офисах, на городских мероприятиях, в местах проведения аттракционов, парках, предприятиях торговли.

Мусор может состоять из всевозможных материалов. Они различаются по уровню опасности, времени накопления и по своему происхождению.

Одну треть всего утиля составляют упаковочные материалы — коробки, пакеты, обертки и т. д.

В состав ТБО входят:

  • бумага;
  • картон;
  • дерево;
  • пластик;
  • текстиль;
  • кожа;
  • органика;
  • стекло;
  • резина и другое.

Сюда могут входить и опасные материалы:

  • лекарства с истекшим сроком годности;
  • остатки косметики;
  • отслужившие срок аккумуляторы и батарейки;
  • лаки;
  • удобрения;
  • электрооборудование;
  • барометры;
  • градусники;
  • ртутные лампы.

Смотрите видео: Выгрузка из программы Модуль природопользователя в Excel

Комментарий 17127 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Услуга вывоза мусора складывается из нескольких пунктов. Сначала утиль должен быть собран в специальных местах, оборудованных контейнерами. После этого отходы везут на полигоны, где процедура завершается их утилизацией.

Услуги выполняются после заключения контракта между исполнителем работ и потребителем. В документе обязательно указывают периодичность вывоза твердых бытовых отходов.

Так как с 1 января 2016 года обращение с твердыми бытовыми отходами стало коммунальной услугой, то в квитанциях об оплате оно теперь выделено отдельной строкой.

Для предоставления жителям домов такой услуги ЖСК, УК или ТСЖ заключают договор с региональным «мусорным» оператором. Именно он занимается сбором, перевозкой, обезвреживанием, утилизацией, захоронением ТБО в каждом регионе страны.

Владельцы домов в частном секторе заключают контракт непосредственно с региональным оператором. По новым правилам теперь нет разграничения между отходами от жилых и нежилых помещений.

Внимание! Теперь в понятие твердых бытовых отходов входит мусор, образующийся в результате деятельности и физических, и юридических лиц. Плата за эту услугу начисляется по количеству человек, проживающих в помещении, а не от площади.

Договор на оказание услуг заключается на срок, не превышающий длительность периода, на который организации присвоен статус регионального оператора.

В договоре обязательно предусматривают следующие пункты:

  • предмет контракта;
  • предполагаемый объем или масса перевозимых отходов, а также их примерный состав;
  • время и периодичность вывоза мусора;
  • маршрут перевозки;
  • места приема-передачи ТБО;
  • предельное значение уплотнения утиля;
  • способ учета ТБО;
  • права и обязанности сторон;
  • сроки и порядок оплаты работ;
  • ответственность участников договора;
  • система контроля региональным оператором работы оператора по непосредственному обращению с ТБО.

Договор на оказание коммунальных услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов заключается аналогично любому другому договору на оказание иных коммунальных услуг.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Внимательно ознакомьтесь со всеми деталями заключения договора. Знание нюансов документа облегчит вашу работу.

Нажмите на картинки, чтобы их увеличить. По прочтении типового договора сохраните его на компьютер или телефон.

Комментарий 17127 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Для увеличения картинки нажмите на нее

Комментарий 17127 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Для увеличения картинки нажмите на нее

Комментарий 17127 к статье: Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Для увеличения картинки нажмите на нее

Если вам понравился наш материал, читайте другие статьи о ФККО, ТБО и других отходах. На портале «Страж Чистоты» можно найти много полезной информации.

Оставайтесь с нами!

Что такое ТБО и как за него платить?

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

Так, чтоб организация могла предоставлять данную услугу, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь сборы пункта в своём распоряжении;
  • иметь оборудованный под вывоз мусора транспорт;
  • иметь место утилизации или захоронения либо соглашение с управляющей таким местом организацией.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Так, в полномочии администрации находятся следующие моменты, связанные с вывозом ТБО:

  • установление цен на услугу;
  • определение индексов повышения стоимости услуг;
  • контроль над исполнением оператором требований закона;
  • приём и рассмотрение жалоб от потребителей.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.

Помимо указанных государственных учреждений, организацией с общими полномочиями является Роспотребнадзор.

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После утверждения оператора каждая жилищная организация либо жители сами напрямую должны заключать с ним договоры. Это является обязательным условием, не зависящим от условий проживания в том или ином населённом пункте.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

При недовольстве ценами на данную услугу необходимо обращаться в саму организацию. А в надзорные органы стоит обращаться в случае игнорирования претензии оператором либо явного завышения стоимости услуги.

Важные для потребителей моменты

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Таким образом, новый закон практически полностью перенёс обязанности по вывозу мусора от муниципалитетов на частные лица.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

ТБО — коммунальная услуга с 2017 года?

Правовое регулирование в вопросе сбора, вывоза и утилизации отходов осуществляется следующими законодательными документами:

  1. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов».
  2. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  5. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  6. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Эти документы дают четкое определение того, какие предметы относят к твердым бытовым отходам, регулируют порядок их сбора, транспортировки, обезвреживания и утилизации.

Также они регламентируют порядок выбора исполнителя работ в этой сфере деятельности.

В чем суть мусорной реформы?

Старт нововведениям дал Федеральный закон от 31.12.2017 № 503-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты относительно обращения с отходами производства и потребления:

  • Жилищный кодекс;
  • Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Что ощутили на себе население и организации территорий, где реформа уже работает?

  1. Все полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) выведены на уровень региона.
  2. Сбор, вывоз и утилизацию производит региональный оператор (один или несколько), с которым заключен контракт на данный вид услуги.
  3. Собственники отходов обязаны заключить договор с оператором.
  4. Коммунальная услуга по обращению с ТКО выведена в отдельную.
  5. Изменилась схема обращения с отходами.
  6. Претерпела изменения система формирования платежей по данному виду услуги.

Что изменится с введением новой «Мусорной реформы»:

Было Станет
Множество различных компаний с неконтролируемыми тарифами. Единый региональный оператор, с единым тарифом регулируемым государством.
Платёж скрыт в строке содержания общего имущества, расчет платежа в зависимости от договора между управляющей компанией и перевозчиком. Чёткий норматив установленный законом. Отдельная строка в платёжке. Услуга становится коммунальной.
Заключение договора добровольное. Как следствие, некоторые люди и организации, которые образуют отходы, не платили за его вывоз. Все юридические и физические лица образователи отходов и обязаны заключить договор (п. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ).
Бесконечное направление не только на современные полигоны, но и на несанкционированные свалки. Обязательная сортировка всех отходов, размещение только на современных полигонов.

ТКО и ТБО

Для начала разберемся в терминологии, чтобы оперировать понятными для вас сокращениями, а самое главное – чтобы вы смогли понять разницу между этими понятиями и больше не путались, встречаясь с ними в квитанциях, новостях. Аббревиатуры используемые везде и всюду ТБО и ТКО имеют различное наполнение, которое уже достаточно давно впервые регламентировано:

Отходы ТКО

Определены Федеральным законом “Об отходах производства и потребления” как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Названным законом к отходам ТКО также отнесены отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В 2018 году виды отходов ТКО пополнились в соответствии с Письмом Минстроя России от 18.05.2018 № 22270-МП/06, к ним были также отнесены отходы, образующиеся при уборке территории городских и сельских поселений, – например, мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие.

Отходы ТБО

Эта разновидность отходов всем нам “ближе”, так как к ним по ГОСТу Р 53691-2009. “Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами” относятся  отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Более обобщенно к определению отходов ТБО подошло Правительство РФ при утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов постановлением  от 10.02.1997 № 155, отнеся к ним все твердые и жидкие бытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Коммунальный абсурд, или Как услуги стали имуществом

Большие руководители всерьез объясняют нам, что вывоз мусора – это “общее имущество”. Как вообще вывоз может им быть? Ведь, исходя хотя бы из русского языка, вывоз – это процесс, протекающий во времени и пространстве. А процесс не может быть имуществом.

В текущем году граждане, проживающие в многоквартирных домах, стали получать платежные квитанции, в которых не только увеличились тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но и сама система начисления платежей по некоторым видам услуг оказалась изменена. В частности, это касается вывоза мусора и пользования лифтом. Отныне эти услуги согласно постановлению Правительства РФ №491 считаются “общим имуществом”, и оплата производится, исходя из площади квартиры, находящейся в собственности, а не количества прописанных в ней человек.

Вообще-то говоря, данное постановление вышло еще почти пять лет назад, но, ввиду его явной абсурдности, до поры до времени “на местах” удавалось сохранять старую систему расчетов. Но в конце концов, Верховный суд РФ принял решение, в соответствии с которым все управляющие компании, все ТСЖ по всей стране обязаны перейти на новую систему начисления платежей. Об этом говорил, отвечая на вопросы жителей, и мэр Краснодара Владимир Евланов: “…есть решение Верховного суда о том, что плата должна рассчитываться с квадратного метра. Именно так и происходит в этом году. Кто-то из граждан от этого выиграл, кто-то, наоборот, стал платить больше. Но нарушать законы мы не можем”.

Отныне, к примеру, одинокая старушка, живущая на первом этаже, обязана будет платить за пользование лифтом столько же, сколько и семья из пяти человек на 12-м этаже. Если, разумеется, у них жилплощади одинаковые. Так же будут платить за лифт пользователи подвалов. Не беда, что они им вообще не пользуются и нередко даже в подъезд не заходят. Заплати, и свободен.

А мусор, как свидетельствует правительственное постановление, производят не люди, а квадратные метры. Поэтому, если ты один живешь в 100-метровой квартире, то платить будешь в 2 раза больше, чем четверо прописанных в 50-метровой. Абсурд, конечно. Но, как подчеркивает юрист Законодательного Собрания края Людмила Ткаченко, данное постановление Правительство РФ приняло еще 13 августа 2006 года и пока оно не отменено, любая инициатива, противоречащая ему, будет опротестована прокуратурой.

Ведь в постановлении Верховного Суда №ГКПИ07-985 прямо указывается, что “услуги по вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам… в связи с чем плата за вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме”, т.е., рассчитывается исходя из количества квадратных метров. Таким образом, усилиями судей, поддержавших мнение Генеральной прокуратуры, абсурд был одобрен на высочайшем уровне. Вердикт “самого справедливого суда”, часть которого приведена выше, смешал в одну кучу общее имущество, к которому действительно относятся контейнеры, площадки для сбора мусора и пр. – с вывозом самого мусора.

Странно, но вроде бы взрослые люди, большие руководители всерьез объясняют нам, что вывоз мусора – это “общее имущество”. Как вообще вывоз может им быть? Ведь, исходя хотя бы из русского языка, вывоз – это процесс, протекающий во времени и пространстве. А процесс не может быть имуществом. Как копание земли, как перелет на самолете. И, если придерживаться логики Постановления, то почему не отнести к имуществу воду или электричество? Ведь сети, по которым они подаются, как раз таким имуществом являются. Просто оставить один счетчик на дом и “раскидывать” общее потребление, исходя из площади квартиры. И какая разница, что пять человек в среднем всегда будут потреблять больше одного. Можно ограничиться философским: “везде есть выигравшие и проигравшие”.

Робкую надежду оставляет лишь тот факт, что не все регионы согласились играть свою роль в этом театре абсурда. Вот, например, в Татарстане, в соответствии с постановлением местного правительства, все жильцы платят за содержание лифтов, но за его эксплуатацию – только те, кто живет выше второго этажа. Также и вывоз твердых бытовых отходов: за содержание всего необходимого для этого оборудования граждане платят пропорционально занимаемой площади. А оплата самой услуги по вывозу по-прежнему зависит от количества проживающих.

Значит, все-таки была возможность привести законодательство в соответствии со здравым смыслом? К сожалению, в нашем крае этим примером Татарстана не воспользовались.

Но, как подчеркивает юрист Законодательного Собрания края Людмила Ткаченко, данное постановление Правительство РФ приняло еще 13 августа 2006 года и пока оно не отменено, любая инициатива, противоречащая ему, будет опротестована прокуратурой.

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.

В течение месяца после получения статуса «мусорный» оператор должен направить УО предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ собственник ТКО (УО, осуществляющая управление МКД) должен заключить договор на вывоз мусора с региональным оператором. Данный договор будет являться публичным, на основании п. 1 ст. 426 ГК РФ это означает, что региональный оператор обязан заключить такой договор с любым лицом, которое к нему обратится, и деятельность которого протекает в зоне ответственности регионального оператора. Типовая форма договора находится в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Постановление № 1156). Именно такой формат договора будет отвечать установленным законодательством требованиям, и способствовать отсутствию проблем в дальнейшей работе с оператором.

За остальные нарушения предусмотрена административная ответственность.

Немного об изменениях в законодательстве о ЖКХ

Теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой

Вывоз мусора это коммунальная услуга или нет? Получая расчетку по оплате коммунальных услуг, каждый жилец видит графу «вывоз мусора», которая входила в состав оплаты за эксплуатацию жилого помещения.

Глядя на то, как, каким образом и в какое время вывозится мусор непонятными организациями, становится непонятно: коммунальная или жилищная услуга вывоз ТБО и кому все же идут оплаченные деньги?

Не так давно законодатель вывел услуги по вывозу твёрдых бытовых отходов из группы по оплате за эксплуатацию жильем. Поскольку помимо самих жильцов мусор выносят и другие лица. В том числе и предприятия, бары и рестораны, располагающиеся рядом, а они за этот самый «вывоз мусора» как раз и не рассчитываются. Таким образом, теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой.

Законодатель решил уйти от прямой привязки от площади квартиры, поскольку некорректно считать количество произведенного мусора от площади жилья, ведь мусор производит человек.

Именно поэтому была введена категория тарификации, напрямую привязанная к человеку, который проживает на жилой площади и от количества лиц, зарегистрированных в жилье, даже если они в нем не проживают.

С целью исключения конкуренции для управляющих компаний выбирается единый оператор по вывозу мусора. Это может быть как частная компания, так и государственная.

Глядя на горы мусора под своими окнами, жильцы будут задумываться о своевременной оплате. Ведь изменения четко регламентируют обязанность оператора осуществлять вывоз твёрдых бытовых отходов при полном отсутствии задолженности по оплате.

Разбирательства с недобросовестными плательщиками полностью возлагается на самих жильцов и УК.

Возможно, переход на единый тариф будет способствовать улучшению взаимопонимания жильцов и управляющей компании, а также повысит уровень чистоты в каждом дворе, что благоприятно скажется не только на облике микрорайона, но и на отношении граждан к своему правительству.

Своевременная оплата позволит пополнить казну и решить вопрос с мусоросжигательными или мусороперерабатывающими заводами, поскольку до сих пор во многих населенных пунктах как в черте, так и за их территорией, находятся свалки мусора, которые порождают антисанитарию и очень сильно, но незаметно влияют на окружающую среду отдельно взятого населенного пункта.

При возникновении проблем с вывозом мусора отвечать должна УК, от чьего имени заключается договор с оператором. При отсутствии задолженностей по оплате разрешение конфликта возлагается исключительно на нее.

Разбирательства с недобросовестными плательщиками полностью возлагается на самих жильцов и УК.

Источники

  1. Практический бухгалтерский учёт. Официальные материалы и комментарии (720 часов) №4/2017; РГГУ - Москва, 2017. - 367 c.
  2. Принципы права: проблемы теории и практики. Часть 3 / Коллектив авторов. - Москва: СИНТЕГ, 1987. - 560 c.
  3. Принцип формального равенства и взаимное признание права. Коллективная монографиямоногр. ; Проспект - М., 2005. - 311 c.
  4. Гражданин и право №01/2014 / Отсутствует. - Москва: РГГУ, 2014. - 166 c.
  5. Михельсон, К. К. Информационное право. Конспект лекций. Учебное пособие / К.К. Михельсон. - М.: Проспект, 2020. - 733 c.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Юрист Александр Сергеев/ автор статьи
УК ПОМОЩЬ 2021